Групповая игровая терапия. МАК карты. Трансформационные игры.

В настоящее время широкое использование приобрели такие инструменты в работе психолога, как метафорические ассоциативные карты и трансформационные психологические игры. Очень многие специалисты активно обучаются применению новых инструментов, показывающих хорошие результаты на практике. Однако научных работ, посвященных их описанию и подробному раскрытию механизмов действия, не так много. Постараемся обобщить существующую информацию и рассмотреть психологические механизмы, лежащие в основе применения метафорических ассоциативных карт и места их использования в трансформационных психологических играх, а также возрастные особенности их применения.

Как ясно из названия – два основных понятия, заложенных в основу метафорических ассоциативных карт как психологического инструмента – метафора и ассоциация. Если рассматривать восприятие метафоры как психологический механизм, то образ на метафорической ассоциативной карте выступает в роли проективного стимула, вызывающего актуальное для воспринимающего содержание. Если же говорить о процессе порождения ассоциаций как психологическом механизме, то образ на метафорической ассоциативной карте выступает в роли проективного стимула, активизирующего прошлый опыт воспринимающего.

И в одном, и в другом случае мы говорим об образе на метафорической ассоциативной карте как о проективном стимуле. Образ метафорической ассоциативной карты сам является художественным образом и, в связи с этим фактом, инициирует у воспринимающего проявление таких психологических механизмов восприятия как проекция и идентификация. Проекция здесь понимается нами как психологический процесс, заключающийся в бессознательном поиске взаимосвязей между художественным образом и внутренним миром воспринимающего, а также в мысленном перенесении себя в воображаемую ситуацию, описанную художественным образом. Проекция способствует идентификации воспринимающего с художественным образом. Идентификация в данном контексте понимается нами как бессознательное отождествление воспринимающего с художественным образом (приписывание ему определенных качеств, связанных с особенностями личности воспринимающего, собственного личного опыта, внутренних состояний и переживаний воспринимающего).

Таким образом, мы можем предположить, что суть психологической работы с метафорическими ассоциативными картами состоит в трансформации жизненных смыслов сознания посредством переструктурирования имеющихся личностных смыслов, в результате чего происходит рождение качественно отличающихся от изначальных, а потому — новых — личностных смыслов, вытраивающихся в имеющуюся структуру жизненных смыслов субъекта.

Психологическая трансформационная игра – особая разновидность «настольной» игры в индивидуальном или групповом формате. Такая игра может включать в себя: игровое поле, фишки-символы, фишки-ресурсы, кубики, наборы ситуативных и метафорических ассоциативных карт. Психологическая трансформационная игра отличается от эзотерической, коучинговой или бизнес-игры тем, что в ее основании лежит определенный смысловой психологический концепт, взятый из научно обоснованной области психологии.

Основной целью психологической трансформационной игры является проработка личного запроса клиента. Тематика запроса может быть совершенно разнообразной и касаться любой жизненной сферы. Не рекомендуется использовать психологические трансформационные игры в работе с клиентами, переживающими состояние острого горя, с пограничными состояниями психики и интеллектуальными нарушениями.

Чем же так хороша психологическая трансформационная игра как инструмент в работе психолога? Ведь игра в психологии всегда рассматривалась как прерогатива детей. Попробуем взглянуть на процесс игры с позиции не только ребенка, но и взрослого человека.

Метафорические ассоциативные карты в психологической трансформационной игре используются в закрытую, что позволяет участнику для прояснения ситуации обратиться к собственному бессознательному и получить ответ на вопрос или решить задачу за счет переструктурирования собственных личных смыслов относительно актуальной жизненной проблематики. Чаще всего необходимый набор метафорических ассоциативных карт входит в комплект игры, но при желании его можно дополнить или изменить. Выбор метафорических ассоциативных карт зависит в этом случае от смыслового психологического концепта, заложенного в основание игры, или запроса участника игры. При этом могут использоваться как универсальные, так и тематические колоды метафорических карт.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что метафорические ассоциативные карты – сложноорганизованный инструмент психологической работы, включающий механизмы восприятия метафоры, активизирующий ассоциативное мышление, порождающий процессы проекции и идентификации. Работа с метафорическими ассоциативными картами – это работа с личностными смыслами клиента. В детском возрасте применение метафорических ассоциативных карт требует учета возрастных особенностей, а также уровня развития интеллекта, зрительных предметных представлений и вербально-ассоциативных процессов. Метафорические ассоциативные карты могут использоваться в ходе развивающих занятий с детьми и дополнять другие инструменты, такие как психологические трансформационные игры.