Задержка психического развития (ЗПР)

зпр Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ребенка (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Дети, которым ставят диагноз ЗПР (задержка психического развития) рождаются, как правило, у здоровых родителей, а задержка развития – следствие биологических или социальных причин, имевших место до рождения ребенка или в процессе его взросления, а именно:

Причины возникновения ЗПР

К биологическим причинам возникнования ЗПР относят:

  • патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия и травмы при родах;
  • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
  • генетическая обусловленность.

К социальным причинам возникновения ЗПР относят:

  • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
  • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

При ЗПР первичный интеллект ребенка не снижается, но в силу своей истощенности, оказывается крайне нетрудоспособным в процессе дошкольных и школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеют место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне возникает эмоциональное расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.

Эмоционально-волевая сфера  у детей с ЗПР отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности дети с ЗПР могут усваивать учебный материал, а в период упадка работоспособности они могут отказаться от работы. Такие детки склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей.

Ребенок с диагнозом ЗПР испытывает трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.